Руководство по эксплуатации

Для надежной работы двигателя при эксплуатации, рекомендуется во время монтажа произвести ряд проверок, касающихся как непосредственно двигателя, так и качества монтажа.

Проверка сопротивления изоляции

Перед подключением двигателя к питающей сети необходимо проверить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса и сопротивление изоляции терморезисторов относительно обмотки статора и относительно корпуса двигателя. Измерение сопротивления изоляции необходимо производить мегаомметром на 500 В.

Сопротивление изоляции в нормальных климатических условиях должно быть:

  • в практически холодном состоянии - не менее 10 МОм (при эксплуатации, после остывания до температуры окружающей среды и нормальной влажности воздуха);
  • при температуре, близкой к рабочей - не менее 3 МОм (при эксплуатации, в нагретом состоянии);
  • при верхнем значении влажности воздуха - не менее 0,5 МОм (после длительного хранения или продолжительной остановки, в условиях повышенной влажности).

Обмотка двигателя способна накапливать заряд.

Во избежание поражения электрическим током обмотки должны быть разряжены немедленно после проведения измерения.

Если сопротивление изоляции, измеренное при температуре 25° С, ниже 0,5 МОм, двигатель необходимо подвергнуть сушке и последующей повторной проверке сопротивления изоляции.

Для восстановления работоспособности двигателя с пониженным сопротивлением изоляции рекомендуется обратиться в Сервисный центр.

Сушку двигателя можно производить внешним нагревом при температуре + 90 °С или электрическим током, включая двигатель с заторможенным ротором на пониженное напряжение (10... 15% от номинального напряжения).

При наличии в двигателе датчиков температурной защиты (Исполнение Б) необходимо проверить сопротивление цепи терморезисторов.

Проверка датчиков температурной защиты

Сопротивление цепи терморезисторов (между клеммами Т1 и Т2) при температуре

0... + 40°С должно находиться в пределах 250 ±160 Ом.

Измерительное напряжение не должно превышать 7,5 В

 

Перед монтажом двигателя на исполнительный механизм рекомендуется проверить уровень вибрации двигателя.

Уровень вибрации двигателя отражает состояние подшипниковых узлов двигателя и качество балансировки ротора.

Измерение уровня вибрации в процессе эксплуатации двигателя позволяет оценить состояниие двигателя и необходимость проведения технического обслуживания.

Допустимые уровни вибрации двигателя (ГОСТ 20815-93).

Категория уровня вибрации 

Число

полюсов

Максимальное среднее квадратическое значение виброскорости VEmix2 мм/с , ДЛЯ двигателей разных высот оси вращения

80-132

160-225

250-315

N

2

1.8

2,8

4,5

(нормальная точность)

4,6,8,10

1.8

2,8

R

2

1.12

1.8

2,8

(повышенная точность)

4,6,8,10

0,71

1.12

1.8

S

2

0,71

1.12

1.8

(высокая точность)

4,6,8,10

0,45

0,71

1.12

 

Изготавливаемые двигатели имеют категорию вибрации N-нормальная точность. Поставка двигателей с категорией вибрации R, S согласовывается при заказе.

Измерение вибрации производится в подвешенном состоянии, в точках, указанных на Рис. 1В двигателях с кожухом охлаждения в точках 4, 5, 6 измерения допускается не производить. Результат измерения не должен превышать значений, указанных в таблице.

ГОСТ20815-93. При измерении вибрации двигатель подвешивают на пружине или устанавливают на упругой опоре (платформа, пружина, резина и т.д.). Собственная частота колебаний двигателя с системой подвески должна быть менее 1/4 частоты вращения двигателя.

При измерении вибрации двигателя необходимо использовать полушпонку (шпонку половинной высоты или длины).

После монтажа двигателя рекомендуется измерить уровень вибрации двигателя с исполнительным механизмом. Если вибрация, измеренная в какой либо точке, в рабочем состоянии превышает значение вибрации двигателя (измеренной перед монтажом), то имеется несоосность (непараллельное^) осей двигателя и исполнительного механизма, либо элементы стыковки двигателя и исполнительного механизма динамически несбалансированны, либо имеется неисправность в исполнительном механизме.

Собственная вибрация исполнительного механизма не должна превышать вибрацию двигателя.

 

Монтаж двигателя на исполнительном механизме, осуществляется путем его крепления на фундаменте (раме, опоре) исполнительного механизма, с помощью предусмотренных для этой цели болтов или шпилек, через крепежные отверстия в лапах двигателя (фланце).

Фундамент (рама, опора) для монтажа двигателя, должна соответствовать требованиям п. 4.2Руководства.

Допустимые моменты затяжки болтовых соединений при монтаже двигателя:

Диаметр резьбы, мм

Крутящий момент (Н1м) для силового резьбового соединения, деталей из разных материалов

сталь - чугун

сталь - алюминиевый сплав

Мб

7,0-10,0

6,0 - 8,0

М8

15-30

10-20

М10

25-40

20-30

М12

45-60

40-50

М16

55-90

50-60

 

Вращающиеся части двигателя (исполнительного механизма) должны иметь ограждения от случайных прикосновений.

Для сопряжения рабочего вала двигателя с исполнительным механизмом применяются гибкие и жесткие муфты, шестерни, ременная передача или непосредственная насадка на вал двигателя рабочего органа исполнительного механизма.

Способ сопряжения определяется конструкцией исполнительного механизма.

Необходимо контролировать и не допускать превышения допустимых нагрузок на рабочий конец вала двигателя (Приложение 4) при замене или монтаже двигателя. Роторы всех двигателей динамически отбалансированы с полушпонкой.

При любом способе передачи вращения на исполнительный механизм необходимо производить динамическую балансировку элементов сопряжения с полушпонкой (шкив, полумуфта, шестерня, крыльчатка и др.).

При насадке шкива, муфты или зубчатого колеса на вал двигателя необходимо обеспечить упор противоположного конца вала, чтобы усилия не передавались на подшипники.

Перед установкой на вал двигателя, элементов сопряжения (шкив, полумуфта, зубчатое колесо и др.), они предварительно нагреваются до температуры примерно 80 °С.

Для исключения повреждения подшипников при монтаже, запрещается:

  • наносить удары, при насадке шкива (полумуфты и др.);
  • проводить электросварочные работы, если сварочный ток протекает между валом и станиной двигателя.

Сопряжение с муфтой

Вал двигателя должен быть отцентрирован в радиальном и аксиальном направлениях с валом исполнительного механизма.

Измерение аксиальной несоосности (непараллельности осей) следует проводить по схеме (Рис. 2)в четырех точках по окружности муфты, сдвинутых соответственно на угол 90° относительно друг друга при одновременном вращении обеих полумуфт.

При устранении радиальной несоосности (смещения осей) использовать схему (Рис. 4)Допускается использовать комбинированный способ измерения несоосностей (Рис. 3).

Точки измерения вибрации

Схема комбинированного измерения аксиальной и радиальной несоосностей

Схема измерения аксиальной несоосности (непараллельности осей)

Схема измерения аксиальной несоосности (непараллельности осей)

 

Допустимая аксиальная несоосность не должна превышать 0,05 мм на диаметре условно измеренного круга 200 мм.

Допустимая радиальная несоосность не должна превышать 0,05 мм.

Аксиальный зазор между полумуфтами (размер «Е» на Рис. 4) должен быть минимум 3 мм

Сопряжение с ременной передачей

При использовании ременной передачи необходимо обеспечить правильное взаимное расположение валов двигателя и исполнительного механизма.

При регулировке натяжения ремней, следует руководствоваться руководством по эксплуатации (инструкцией) исполнительного механизма.

Максимальное предварительное натяжение ремней должно выбираться, исходя из допустимых радиальных и осевых нагрузок на рабочий конец вала двигателя (Приложение 4).

Для регулировки натяжения ремня конструкция исполнительного механизма должна предусматривать наличие натяжных салазок или натяжного ролика.

Натяжение ремня производиться до момента прекращения проскальзывания.

Минимальный диаметр ведущего шкива ременной передачи определяется по формуле:

где:

к - коэффициент, зависящий от вида передачи и условий работы (для клиноременной передачи в нормальных условиях работы к = 2,5);

Р - передаваемая мощность, кВт;

п - частота вращения вала двигателя, об/мин;

Fr — допустимое радиальное усилие на рабочий конец вала двигателя в зависимости от точки его приложения(Приложение 4).

Электрическое подключение двигателей

 

Все работы, связанные с электрическим подключением двигателей, должны выполняться только квалифицированными специалистами-электриками, изучившими Руководство, Правила устройства и эксплуатации электроустановок и типовые Инструкции по охране труда при эксплуатации электроустановок. 



Для подключения обмотки статора к питающей сети в коробке выводов предусмотрена клеммная панель с контактными болтами (количество зависит от схемы соединений) и болт заземления.



 

Заземление необходимо выполнить до подключения двигателя к сети!

   

Подключение двигателя к сети следует производить, используя схему, расположенную на внутренней стороне крышки коробки выводов.

Перемычки на клеммной панели должны быть установлены, в зависимости от для питания от применяемого напряжения питающей сети (соединение в треугольник обозначается - «Δ», соединение в звезду обозначается - «Y»).

В состоянии поставки обмотки двигателя, рассчитанного на двойное напряжение питания, соединены для работы от питающей сети 380 В (400 В, 415 В, 440 В), если иное не оговорено в контракте.



 

Конструкция коробок выводов предусматривает возможность подсоединения кабелей с медными жилами, с оболочкой из резины или пластика, а также проводов в гибком металлическом рукаве. Ввод осуществляется через один или два штуцера, либо через удлинитель под сухую разделку или эпоксидную заделку кабеля.
 
Сечение проводников силового кабеля выбирается исходя из номинального тока двигателя, указанного на паспортной табличке и допустимого значения тока в кабеле (Приложение 5).



 

Подключение силового питающего кабеля без наконечников недопустимо!

 

Последовательность закрепления кабельных наконечников на контактном болте должна соответствовать схеме, представленной на Рис. 5.
Чтобы не подвергать контактные болты и клеммную панель дополнительной нагрузке необходимо подвести силовой кабель без натяжения и надежно закрепить его в вводном устройстве.
 
Рис. 5  Схема контактного соединения
Рис. 5
Схема контактного соединения
 
Для обеспечения надежности электрического соединения выводов с контактными болтами двигателя, необходимо обеспечить моменты затяжки, указанные в таблице:
 

Моменты затяжки контактных соединений, при разном диаметре резьбы, Н*м

М4

М5

Мб

М8

М10

М12

М16

1,0 - 2,0

3,0 - 5,0

6,0 - 8,0

10-20

20-30

40-50

50-60

 
 

Превышение указанных моментов затяжки приводит к разрушению клеммной панели.

 
 
По окончанию электрического подсоединения двигателя, необходимо выполнить следующее:
  • проверить состояние коробки выводов, надежность закрепления и уплотнения в штуцере подводящего силового кабеля;
  • убедиться, что подводящий силовой кабель не натянут и закреплен так, что вибрация двигателя при работе не приведет к его натяжению и повреждению;
  • убедиться в подключении устройства температурной защиты (для исполнения Б);
  • закрыть крышку коробки выводов, используя предусмотренные уплотнения.
 

Повышенная вибрация двигателя и исполнительного механизма при работе, могут ослабить крепление выводов подводящего силового кабеля (кабеля температурной защиты), что может стать причиной аварийной остановки и неисправности двигателя.

 
Защита двигателя
 

Правильный выбор и настройка защиты позволяют продлить ресурс безаварийной работы двигателя и повысить эксплуатационную надежность.

Для защиты двигателей от коротких замыканий должны применяться предохранители или автоматические выключатели.

 
Применение защиты удорожает двигатель, поэтому выбор типа и количества защит определяется не только технической, но и экономической целесообразностью их установки.
 
Как правило, предусматриваются следующие виды защиты двигателей напряжением до 1000 В:
  •  защита от коротких замыканий;
  • защита от перегрузки.
Защита от перегрузки должна устанавливаться в тех случаях, когда возможна перегрузка механизма по технологическим причинам, а также при тяжелых условиях пуска и для ограничения длительности пуска при пониженном напряжении.
 
Защита должна выполняться с выдержкой времени и может быть осуществлена тепловыми реле. Защита должна действовать на отключение при перегрузке двигателя.
 

При выборе автоматов для защиты асинхронных трехфазных электродвигателей необходимо руководствоваться действующими Правилами эксплуатации электроустановок с учетом того, что пусковой ток двигателя в 5-7 раз больше номинального.

 
Встроенная температурная защита
 
Все двигатели могут иметь встроенные в обмотку датчики температурной защиты.
 
 

Температурная защита, является наиболее эффективной защитой двигателей. Исполнительное устройство температурной защиты не входит в комплект поставки.

 
Двигатели с датчиком температурной защиты имеют в наименовании - дополнительную букву «Б». Конструктивно двигатели с датчиками температурной защиты отличаются наличием установленных в каждую фазу обмотки и соединенных последовательно терморезисторов следующих типов:
Класснагревостойкостиизоляции Обозначение типа терморезисторов по ТУ11-85 ОЖО.468.165ТУ Температура срабатывания терморезистора (температура нагрева обмотки)
в СТ14А-2-130 130°С
F СТ14А-2-145 145°С
н СТ14А-2-160 160°С
 
Терморезисторы имеют нелинейную зависимость сопротивления от температуры.
В холодном состоянии, сопротивление цепи терморезисторов равно 250 ± 160 Ом.
При достижении обмоткой температуры срабатывания их сопротивление резко увеличивается.
 

Исполнительное устройство температурной защиты должно отключать силовую цепь двигателя при достижении сопротивления цепи терморезисторов 1 650 Ом (время срабатывания при достижении указанного сопротивления должно быть не более 1 с).

 

Пуск двигателя

Перед пуском двигателя убедитесь в надежности присоединения кабеля питания и заземления, крышка коробки выводов должна быть закрыта.
Если двигатель запускается с оголенным рабочим концом вала, то шпонка должна быть заперта колпачком или же снята.

 

Перед пуском двигателя необходимо убедиться:

  • в соответствии номинальной величины и частоты питающего напряжения, рабочему напряжению и частоте двигателя, указанному на паспортной табличке и в паспорте;
  • в правильности соединения обмоток статора, для применяемого напряжения питания (только для двигателей с двойным напряжением питания).

Перед пуском двигателя необходимо проверить:

  • наличие питающего напряжения во всех 3 фазах силовой сети и соответствие напряжения и частоты (с учетом допустимых отклонений) значениям, указанным в п.3.2 Приложения 3 Руководства;
  • исправность работы коммутирующих и защитных устройств (автоматов, пускателей и т.д.), применяемых для пуска двигателя.

 

Ответственность за правильное подключение двигателя к питающей сети несет Потребитель.

 

Пуск двигателя необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Убедиться в свободном вращении вала двигателя от руки.

2. Произвести пробный пуск двигателя без нагрузки (в режиме холостого хода) для проверки направления вращения и исправности механической части двигателя (отсутствие стука, заеданий, вибрации, шумов в подшипниках и т.п.).

 

Время работы без нагрузки двигателей габаритов 250-315, должно быть ограничено. При работе двигателя без нагрузки возможны характерные звуки связанные с проскальзыванием тел качения в подшипниках по дорожкам.
При длительной работе без нагрузки, возможно разрушение подшипника.



 

Для изменения направления вращения вала односкоростного двигателя необходимо на панели в коробке выводов поменять местами два любых провода кабеля питания.
Для изменения направления вращения вала многоскоростного двигателя необходимо на панели в коробке выводов поменять местами два любых провода кабеля питания обмотки каждой частоты вращения.

 

3. Проверить работу двигателя под нагрузкой, с исполнительным механизмом.

 

При работе двигателя под нагрузкой, необходимо измерить рабочий ток потребляемый двигателем.
Измеренный ток не должен превышать номинальный, указанный на паспортной табличке, с учетом допустимых отклонений (несимметрия токов по фазам не должна превышать - 5%).
 

Эксплуатация двигателей

 

К эксплуатации двигателей допускаются специалисты, изучившие Руководство, и Инструкции по эксплуатации электроустановок. В случае отклонения от нормального режима работы (например, повышенная температура, шумы, вибрация и т.п.) необходимо отключить двигатель и приостановить эксплуатацию до выяснения и устранения причин.

 

Двигатели должны эксплуатироваться только в условиях, для которых они предназначены.

 

  • Запрещается монтаж, техническое обслуживание и демонтаж двигателей, находящихся под напряжением.
  • Возможность работы двигателя в режимах с частыми пусками или при запуске механизмов с большими моментами инерции должна быть оценена по методике приведенной в Техническом Каталоге изготовителя.
  • При затруднениях в оценке, рекомендуется обращаться к Изготовителю.
  • Запрещается эксплуатация двигателей без надежного крепления к фундаменту и заземления, а также со снятым кожухом вентилятора и крышкой вводного устройства.

 

5.2 Утилизация

Во время эксплуатации необходимо регулярно проводить техническое обслуживание.

Двигатели, выработавшие свой ресурс, не представляют опасности для здоровья человека и окружающей среды и подлежат утилизации.

 

Материалы двигателя (алюминий, медь, сталь, чугун) перерабатываются для вторичного использования.
Органические и пластмассовые детали двигателя (лак, пластмассовые изделия, резина и др.), утилизируются с соблюдением экологических норм.

 

Сведения о содержании цветных металлов в двигателях

Наименование двигателя Среднее значение по габариту, кг
Вес двигателя Алюминий Медь
5А80 14,5 3 1,5
5АМ112 (5АМХ) 63 (45) 1,5 (7,7) 4,5
АИРМ132 (5АМХ) 75 (68) 2,2 (11,2) 5,6
5А160 (5АМХ) 134(115) 3,7 (19,1) 10,1
АИР(4АН)180 (5АМХ) 176 (154) 6,2 (24,6) 14,7
5А200(5AH200) 251 8,9 19,5
5А225 339 12,5 24,8
5АМ(АН)250 468 20,5 36,6
5АМ(АН)280 766 26,4 56,6
5АМ(АН)315 1008 30,1 74,5
 

 

© 2005 - 2016

Яндекс.Метрика

Создание сайтов компания «ВладВеб»